Василий "Баста" Вакуленко родился в олимпийском 1980-м в
Ростове-на-Дону. Городе, который половине населения страны известен как
Ростов-папа. Вспоминая детство, Баста говорит, что дома его особо ничего
не держало. Родители были в разводе, строили свою жизнь. Воспитанием
будущего рэпера занималась бабушка, определившая его в музыкальную школу
со словами: "Ты сейчас мучаешься, внучек, играешь, а потом вырастешь и
тебе это пригодится". Прекрасный пример того, что к советам старших
время от времени нужно прислушиваться.
А вот в училище на дирижерском отделении Баста не задержался. К тому времени (а был 96-ой год) он уже написал первую песню "Мой город" и собрал группу, которая называлась Уличные звуки – Street sound. Василий значился в ее составе под именем Баста Хрю. "С детства называли Хрюшей, все было разбросано непонятно где, – объясняет Баста. – Да и не было планомерного выбора псевдонима. Было так: "Ты будешь Оникс, ты Крисс, а ты Кросс. Прилепилось и пошел".
Рождалось знаменитое ростовское рэп-движение, которое в следующем десятилетии заняло лидирующие позиции в стране. Баста был не только очевидцем, но и участником процесса. Первые хип-хоп пати, легендарные места сбора рэперов вроде того же "Сквозняка", первые рэп-группы. "Первый удар" – трек, с которым Баста вписался в одну из глав истории ростовской Касты – тогда еще большого и шумного объединения молодых рэперов, впоследствии выкристаллизовавшегося в одноименную группу.
Баста все же пошел в своем направлении – более лиричном и мелодичном. И вскоре написал "Мою игру", которую называет одним из главных песен в своей биографии. Андрей Баскаков, ди-джей и видный деятель ростовской танцевальной сцены тех лет, предложил представить ее во Дворце Спорта, во время масштабного мероприятия. "Меня объявили "Баста Хрю", все стеганулись, – вспоминает Василий. – А потом я спел "Мою игру"... На следующий день, что называется, проснулся знаменитым. Для неподготовленного это было подобно смерти. Звездная болезнь? Нет, не появилась. Появились наркотики. Появились старшие друзья, реальные хулиганы".
"Я после нее долго ничего не мог написать, – продолжает Баста. – Все говорили: "Напиши что-то, как "Моя игра". Но вообще такое время было, деструктивное. Планомерное самоуничтожение... Тем не менее, я точно могу сказать, что эта песня мне не раз спасла жизнь. В прямом смысле. Хотели лишить жизни – а узнали, что это я пою".
Словом, это был не тот период, о которых люди потом с удовольствием и в подробностях вспоминают. Однако его отголоски нашли свое место в песнях. К песням удалось вернуться в 2002-м.
"На тот момент на мне уже поставили сто крестов, печатей и чего угодно, – объясняет Баста. – Получилось так, что Жора вымутил у своей мамы денег, объяснил ей, что нужен компьютер. И мы стали записываться. Я пришел – не знал ни программ, ничего. Встретил Вадика QП – Вадик может рассказать, как он был удивлен меня увидеть живым – и попросил объяснить его, как записывать голос. В итоге QП сводил первое демо к будущему альбому".
"Мы записали эти демо, один из дисков в Краснодаре попал в руки Богдану Титомиру, – дальнейшее развитие событий пошло по причудливой траектории. – Он нашел нас в Ростове и сказал напрямик: "Продай песни. Вот эти – "Ты та"... Я ответил, что песни не продаю и он пропал. А потом появился: давайте, говорит, едем в Москву. Мы собрались и поехали. Год был 2004-ый".
Переезд в Москву давал новые надежды, но он же одновременно бросал новые вызовы и крушил иллюзии.
"Все было тяжело, – пожимает плечами Баста. – Люди, с которыми мы встретились в "Газгольдере", предлагали путь необычный. Без каких-то клипов ошарашивающих. Без каких-то пиар-трюков. А просто писать песни, стараться делать их хорошо. Это разрывало очень сильно: я же думал, сейчас мы приедем в Москву, снимем 10 клипов, попадем на экраны и я поеду, выступать буду, все, весь Ростов увидит".
Вместо этого началась будничная работа на студии Gala Records. Записывался-переписывался сочиненный еще в Ростове материал, составивший основу дебютного альбома. О съемках первого клипа – своими силами – Баста говорит: "Ну как сняли – пришли на квартиру, где мы жили, и сняли какую-то канитель".
После выхода в 2006-м году альбома клип "Осень" попал на ТВ. Каким-то образом он звучал там полгода, хотя на телеканале толком не понимали с кем имеют дело и все это время анонсировали видео: "Группа "Баста".
"Первая пластинка "Баста I" несла много спорных вещей, – соглашается Баста. – Сейчас бы я такого никогда не выпустил. Но я не жалею. Тогда я был таким. Мне было достаточно тяжело жить, хотелось приукрасить, романтизировать. Может быть это были неоднозначные вещи, но мне за них не стыдно".
Московский этап жизненной траектории Басты неразрывно связан с "Газгольдером". На тот момент клуб только возник и носил статус самого закрытого заведения в Москве. "Сюда ломились самые сливки, – вспоминает Баста. – Мы выступали там, делали проект Братья Стерео, сводили музыку с винилов, был синтезатор, что-то читали поверх, чистый фристайл..."
На момент выхода первого альбома Баста стоял немного особняком от здешней рэп-тусовки. В том что "Баста I" нашел своего слушателя, можно не сомневаться – но вряд ли это был типичный слушатель рэпа. "Первым я познакомился со Смоки Мо – он участвовал в таком выступлении в "Атриуме", – говорит Баста. – О совместных треках никто не говорил, но еще и непонятно было, что мы будем делать. Потом я познакомился с Гуфом".
"Однажды я подошел к Гуфу на концерте, тот вспомнил "Мою игру", мы с ним решили сделать кавер-версию, которая и вышла на альбоме "Баста 2", – рассказывает Баста. – Потом появились какие-то движения на "ЦАО-студии". Однажды Slim попросил спеть припев к "Городу дорог". Сняли клип. И это дало очень большой толчок, за это я благодарен".
За "Город дорог" Баста вместе с Centr'ом получал премию MTV. После выхода второго альбома как-то с премиями, полными залами и прочими атрибутами признания все стало понятно. "Мы выдержали весь этот период неизвестности и ни в чем сомнительном не зафоршмачились", – подводит Баста итоги этого отрезка.
Второй альбом "Баста 2" вышел в 2007-ом и стал хитом продаж. Он звучал взрослее и разнообразнее, спектр тем был шире, но суть, привлекавшая слушателей в первой пластинке, не расплескалась. Выпустив в промежутке два релиза под именем Ноггано, третью пластинку Баста писал уже в статусе одного из ведущих рэп-артистов страны. Новый материал продемонстрировал замах на еще более широкую аудиторию, а подборка новых хитов "Урбан", "Хэндз Ап", "Ростов", "Любовь без памяти", "Солнца не видно" и "Калифорния" уже не в первый раз проверяет на прочность самые большие площадки Москвы.
А вот в училище на дирижерском отделении Баста не задержался. К тому времени (а был 96-ой год) он уже написал первую песню "Мой город" и собрал группу, которая называлась Уличные звуки – Street sound. Василий значился в ее составе под именем Баста Хрю. "С детства называли Хрюшей, все было разбросано непонятно где, – объясняет Баста. – Да и не было планомерного выбора псевдонима. Было так: "Ты будешь Оникс, ты Крисс, а ты Кросс. Прилепилось и пошел".
Рождалось знаменитое ростовское рэп-движение, которое в следующем десятилетии заняло лидирующие позиции в стране. Баста был не только очевидцем, но и участником процесса. Первые хип-хоп пати, легендарные места сбора рэперов вроде того же "Сквозняка", первые рэп-группы. "Первый удар" – трек, с которым Баста вписался в одну из глав истории ростовской Касты – тогда еще большого и шумного объединения молодых рэперов, впоследствии выкристаллизовавшегося в одноименную группу.
Баста все же пошел в своем направлении – более лиричном и мелодичном. И вскоре написал "Мою игру", которую называет одним из главных песен в своей биографии. Андрей Баскаков, ди-джей и видный деятель ростовской танцевальной сцены тех лет, предложил представить ее во Дворце Спорта, во время масштабного мероприятия. "Меня объявили "Баста Хрю", все стеганулись, – вспоминает Василий. – А потом я спел "Мою игру"... На следующий день, что называется, проснулся знаменитым. Для неподготовленного это было подобно смерти. Звездная болезнь? Нет, не появилась. Появились наркотики. Появились старшие друзья, реальные хулиганы".
"Я после нее долго ничего не мог написать, – продолжает Баста. – Все говорили: "Напиши что-то, как "Моя игра". Но вообще такое время было, деструктивное. Планомерное самоуничтожение... Тем не менее, я точно могу сказать, что эта песня мне не раз спасла жизнь. В прямом смысле. Хотели лишить жизни – а узнали, что это я пою".
Словом, это был не тот период, о которых люди потом с удовольствием и в подробностях вспоминают. Однако его отголоски нашли свое место в песнях. К песням удалось вернуться в 2002-м.
"На тот момент на мне уже поставили сто крестов, печатей и чего угодно, – объясняет Баста. – Получилось так, что Жора вымутил у своей мамы денег, объяснил ей, что нужен компьютер. И мы стали записываться. Я пришел – не знал ни программ, ничего. Встретил Вадика QП – Вадик может рассказать, как он был удивлен меня увидеть живым – и попросил объяснить его, как записывать голос. В итоге QП сводил первое демо к будущему альбому".
"Мы записали эти демо, один из дисков в Краснодаре попал в руки Богдану Титомиру, – дальнейшее развитие событий пошло по причудливой траектории. – Он нашел нас в Ростове и сказал напрямик: "Продай песни. Вот эти – "Ты та"... Я ответил, что песни не продаю и он пропал. А потом появился: давайте, говорит, едем в Москву. Мы собрались и поехали. Год был 2004-ый".
Переезд в Москву давал новые надежды, но он же одновременно бросал новые вызовы и крушил иллюзии.
"Все было тяжело, – пожимает плечами Баста. – Люди, с которыми мы встретились в "Газгольдере", предлагали путь необычный. Без каких-то клипов ошарашивающих. Без каких-то пиар-трюков. А просто писать песни, стараться делать их хорошо. Это разрывало очень сильно: я же думал, сейчас мы приедем в Москву, снимем 10 клипов, попадем на экраны и я поеду, выступать буду, все, весь Ростов увидит".
Вместо этого началась будничная работа на студии Gala Records. Записывался-переписывался сочиненный еще в Ростове материал, составивший основу дебютного альбома. О съемках первого клипа – своими силами – Баста говорит: "Ну как сняли – пришли на квартиру, где мы жили, и сняли какую-то канитель".
После выхода в 2006-м году альбома клип "Осень" попал на ТВ. Каким-то образом он звучал там полгода, хотя на телеканале толком не понимали с кем имеют дело и все это время анонсировали видео: "Группа "Баста".
"Первая пластинка "Баста I" несла много спорных вещей, – соглашается Баста. – Сейчас бы я такого никогда не выпустил. Но я не жалею. Тогда я был таким. Мне было достаточно тяжело жить, хотелось приукрасить, романтизировать. Может быть это были неоднозначные вещи, но мне за них не стыдно".
Московский этап жизненной траектории Басты неразрывно связан с "Газгольдером". На тот момент клуб только возник и носил статус самого закрытого заведения в Москве. "Сюда ломились самые сливки, – вспоминает Баста. – Мы выступали там, делали проект Братья Стерео, сводили музыку с винилов, был синтезатор, что-то читали поверх, чистый фристайл..."
На момент выхода первого альбома Баста стоял немного особняком от здешней рэп-тусовки. В том что "Баста I" нашел своего слушателя, можно не сомневаться – но вряд ли это был типичный слушатель рэпа. "Первым я познакомился со Смоки Мо – он участвовал в таком выступлении в "Атриуме", – говорит Баста. – О совместных треках никто не говорил, но еще и непонятно было, что мы будем делать. Потом я познакомился с Гуфом".
"Однажды я подошел к Гуфу на концерте, тот вспомнил "Мою игру", мы с ним решили сделать кавер-версию, которая и вышла на альбоме "Баста 2", – рассказывает Баста. – Потом появились какие-то движения на "ЦАО-студии". Однажды Slim попросил спеть припев к "Городу дорог". Сняли клип. И это дало очень большой толчок, за это я благодарен".
За "Город дорог" Баста вместе с Centr'ом получал премию MTV. После выхода второго альбома как-то с премиями, полными залами и прочими атрибутами признания все стало понятно. "Мы выдержали весь этот период неизвестности и ни в чем сомнительном не зафоршмачились", – подводит Баста итоги этого отрезка.
Второй альбом "Баста 2" вышел в 2007-ом и стал хитом продаж. Он звучал взрослее и разнообразнее, спектр тем был шире, но суть, привлекавшая слушателей в первой пластинке, не расплескалась. Выпустив в промежутке два релиза под именем Ноггано, третью пластинку Баста писал уже в статусе одного из ведущих рэп-артистов страны. Новый материал продемонстрировал замах на еще более широкую аудиторию, а подборка новых хитов "Урбан", "Хэндз Ап", "Ростов", "Любовь без памяти", "Солнца не видно" и "Калифорния" уже не в первый раз проверяет на прочность самые большие площадки Москвы.