Группа АК-47 – "уральские самоцветы", которые без пиара, радио и
телевизора вдруг оказались у всех на устах. Витя АК и Максим делают биты
с простым и действенным грувом, собирают клубы по всей стране,
прославляют маленький городок Березовский и сочиняют понятные каждому
истории про "траву люблю, хоть я и не из дачников" и "я кругом
тонирован, значит все в ажуре".
"Сначала-то мы Prodigy
слушали, – говорит об истоках творчества Витя. – Потом уже добрались до
черного рэпа. Onyx стали проскакивать – а раньше мы такого не
признавали. Но как-то переключились. Классе в девятом..." Словом, как и у
многих, начиналось все еще в школе: Витя АК под псевдонимом Инкогнито
писал подростковые треки о том, как все плохо, а Максим присоединился к
нему чуть позже. "Я звался Инкогнито, а в Новоберезовске – это прямо
рядом с Березовским – была группа Непавшие, – говорит Витя. – Оттуда был
Максим, он тоже читал: "слезы, горе, лед в сердце". С ним мы и
организовали группу АК-47. Это потом уже выяснилось, что его папа учился
с моей мамой в одном классе." В какой-то момент подростковые песни о больших проблемах куда-то делись, а им на смену пришли другие. преимущественно веселые.
В 2004 году появились первые студийные записи АК-47, первая короткая программа на 5-6 песен, первые концерты и локальные фестивали в ДК с сидячими местами. Первый трек "Алё, это Пакистан" стал хитом в Екатеринбурге, а позднее и темой для историй "иду по Москве, едет "ауди тт", а в ней ваша песня играет".
Известность пришла к АК-47 как-то незаметно и без специальных усилий с их стороны. Витя АК это подтверждает: "Писали мы, писали, песни были на слуху у всего Урала, но никогда не было такого, что "я сделал рэп, на, послушай мою болванку. Мы же одновременно со vkontakte появились". Во vkontakte у АК-47 больше слушателей, чем, скажем, у гораздо более титулованной Касты. "С "контактом" мы появились почти одновременно, – подтверждает Витя. – Кто-то послушал, добавил, понравилось... Все курят, все слушают".
Словом, история успеха АК-47 очень типична для двухтысячных – простые люди очень активно перекидывали их песни друг другу на телефоны и делились ссылками в сети. "Однажды мы купили фотоаппарат, на который сняли клип, – вспоминает Витя. – Стоил фотоаппарат 4 с половиной тысячи рублей. Это реальный андерграунд – мы на него сняли видео в Березе в подъезде, я потом посмотрел сколько в ютубе просмотров – там какие-то дикие цифры. Хотя чего в нем особенного? Но, видимо, люди нашли в себе что-то такое, о чем мы читаем".
Первый альбом "Березовский" по сути оказался сборником лучших треков за несколько ранних и плодотворных лет творчества. Он вышел уже после того, как пересеклись пути АК-47 и Ноггано.
"Года через три среди андерграунда нас уже знали, – рассказывает Витя историю этого знакомства. – Я сидел дома, раздался звонок. Смотрю, номер какой-то инородный. Беру трубку, там: "Привет, это Вася Ноггано". Привет, это Витя".
Ноггано пригласил Витю на свое радиошоу "Hip-Hop TV", где на тот момент уже почти полгода крутились песни АК-47 и велись разговоры в духе: "А вот еще один трек группы АК-47, они то ли из Екатеринбурга, то ли из какого-то Березовского и про них никто не знает, но это все очень круто".
Витя АК и Ноггано нашли общий язык очень быстро: родилась песня "Шире круг", где поучаствовал еще и Guf. Завязалась дружба, стали писать рэп, договорились выпускаться на Газе, устроили первый концерт в Москве с длиннющей очередью перед входом в клуб.
"Я живу рэпом, я ради этого готов сорваться куда-то, как тогда в Москву, – объясняет свои принципы Витя. – Учебу я бросил, а работать за 10 тысяч меня никогда не устраивало. Я работал на автомойке, на алюминиевом заводе профиль таскал, для меня это было очень сложно. Рабский труд, негритянский. А рэп у меня всегда получалось читать. И даже если бы ничего из этого не вышло, все равно желание было огромное".
"У многих рэперов такое бывает, я это называю "в рэп не поверили", – продолжает он. – Я вот поверил в рэп, я знаю, что я буду рэпером. Я поехал, у меня дырявые кроссовки, но я поехал. Бывает же наоборот: была какая-то группа, просуществовали, потом сдулись. Кто-то работает, кто-то колется, кто-то женился – обычная история. А я не оставлял эту идею, бился об лед, было сложно. Но сейчас другие времена и рэп нас кормит. Но ни в коем случае я не думаю о нем с коммерческой стороны, иначе точно знаю, он не будет у нас получаться".
Дуэт Витя и Максим – это уральский ответ киногероям Кевина Смита, Джею и Молчаливому Бобу. И если Витя это человек-энергетик, то Максим постоянно держится в тени, то и дело пропадая из виду.
"Был такой момент, когда Максим потерял веру в рэп, стал крутить пластинки, минимал-техно, – объясняет Витя. – Но я о распаде АК-47 не заявлял, говорил, что Максим на отдыхе, а ему постоянно прошивал в голову потоки речей: "Ты чего, у нас все есть, Ноггано нам позвонил – тебе что еще нужно? Чтобы Jay-Z позвонил? Удочка-то есть, остается ловить рыбу". Так я его в итоге вдохновил на второй альбом "Мегаполис", он опять включил активный режим". Витя дает короткую, сумбурную, но исчерпывающую характеристику своему молчаливому товарищу: "Мы отличаемся, контраст голосов и даже по виду, ну и он незаменимый".
Сегодня у АК-47 есть два удачных альбома, концерты по всей стране и самые светлые перспективы. Витя считает, что это не "счастливый случай" – просто если ты всерьез чем-то занят и руки растут из правильного места, то обязательно все получится. "Можно сказать, что я начал путь в рэп еще в десять лет, когда ехал к бабушке на велосипеде и сочинял что-то в духе: "Вот идет бабка с сумкой, вот она толстая сука", – говорит он. – И в садике сочинял всякую белиберду. Это, мне кажется, знаки были. Как у Мела Гибсона на поле".
"Мой страшный сон: когда люди говорят мне: "Ты что, ты же об этом уже читал, и об этом уже читал", – делится сокровенным Витя. – Хочется, чтобы всегда было о чем рассказать, и чтобы меня понимали. И хочу не то чтобы славы и денег – хочу признания. Что вот этот чувак крутой внатуре, понимаешь? А я могу при этом быть да хоть отшельником на острове. Таким, знаешь, с бородой и дредами".